Единый портал про обществознание — humanitar.ru
О проекте    Об авторе    Реклама   
Поиск:  

Как написать эссе по обществознанию на ЕГЭ?

Дата публикации: 13 Марта 2010

Что такое эссе?

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии:
Толковый словарь иноязычных слов Л.П. Крысина: эссе – очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме.
Большой энциклопедический словарь: эссе – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Краткая литературная энциклопедия: эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.

  • Признаки эссе:
    наличие конкретной темы либо вопроса
    Произведение, посвящённое анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. Тема эссе всегда конкретна, некоторые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер, например, темы эссе М. Монтеня: «О старости», «О славе» и др.;
  • личностный характер восприятия проблемы и её осмысления
    Эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что даёт возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру;
  • небольшой объём
    Каких-либо жестких границ, конечно, не существует, но для хорошего эссе бывает достаточно и одного листа, нескольких ёмких, побуждающих к размышлению фраз;
  • свободная композиция
    эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок; оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Всё наоборот!»;
  • непринуждённость повествования
    Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем, чтобы быть понятным, он избегает намеренно усложнённых, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит её с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений;
  • парадоксальность
    Эссе призвано удивить читателя – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышления, воплощённых в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы (таковы, например, темы эссе Владимира Набокова «Пушкин, или Правда и правдоподобие» или «Похвала скуке» Иосифа Бродского);
  • внутреннее смысловое единство
    Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, внутренней гармоний аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора;
  • открытость
    Эссе остаётся незавершённым – не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчер-пывающее её раскрытие, на полный, законченный анализ.
  • Эссе по обществознанию – творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук.

    • Этапы написания:
      выбор темы;
    • определение смысла предложенного высказывания (что по вашему мнению хотел сказать автор);
    • осмысление проблемы в контексте базовых наук (с какими проблемами обществознания связана тема, что вы должны знать, чтобы её раскрыть);
    • формулирование своего отношения к высказыванию;
    • использование определений, обществоведческих терминов, обобщение, теоретическая обоснованность понятий и теорий;
    • использование фактов, примеров из общественной жизни, обосновывающих вашу позицию;
    • вывод.

    Начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен(а) с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказыва-нии есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным (способов выразить своё согласие или несогласие, естественно, очень много).
    Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, важно так сформулировать его основ-ную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет её содержание и сущность.

    Информация взята с сайта http://school56-kgn.ru

    Статью добавил: Администратор



    Школьникам         Статьи         Вопрос-Ответ         Новости         Шпаргалки         Книги         О сайте         Об авторе         Обратная связь        
    Дизайн и разработка сайта — Simplyweb
    © 2009–2016 «humanitar.ru»
    Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Администрации сайта.
    Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения Администрации сайта.
    Яндекс.Метрика