Единый портал про обществознание — humanitar.ru
О проекте    Об авторе    Реклама   
Поиск:  

12 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

  • технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
  • деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
  • ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.


2.
Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)

  • в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
  • в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.


3.
Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

  • материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
  • духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.


4. Функции культуры
: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.


5. Духовный мир личности
– область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.


6. Духовная жизнь общества
– объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.


7. Элементами духовной жизни
общества принято считать также:

- духовные потребности;
- духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);
- духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
- духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
- духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.


8.
Формы и разновидности культуры. Типология культур:

  • национальная – мировая;
  • светская – религиозная;
  • восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
  • традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
  • сельская – городская;
  • обыденная – специализированная;
  • высокая (элитарная) – массовая – народная


9.
Элитарная, массовая и народная культуры

Критерии

Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости»)

Элитарная

Народная

Авторы

Профессиональные творцы (стандартизация культуры)

Профессиональные творцы, создающие культурные каноны

Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)

Характер

Коммерческий (невозможно без СМИ)

Некоммерческий

Некоммерческий

Уровень сложности

Низкий

Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение)

-

Аудитория

Массовая

Узкая

Широкая

Взаимодействие

Тесное взаимодействие и взаимодополнение


 
1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)

Клиповое мышление
2. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3. 
Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:

  • рост жизненного уровня;
  • развитие общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
  • возрастание ­роли и значения свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.


14.
Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).




Школьникам         Статьи         Вопрос-Ответ         Новости         Шпаргалки         Книги         О сайте         Об авторе         Обратная связь        
Дизайн и разработка сайта — Simplyweb
© 2009–2017 «humanitar.ru»
Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Администрации сайта.
Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения Администрации сайта.
Яндекс.Метрика