Единый портал про обществознание — humanitar.ru
О проекте    Об авторе    Реклама   
Поиск:  

1.11 Наука, особенности научного познания

Наука - разновидность духовной деятельности, основная задача которой - постижение истины и обнаружение новых объективных законов, а также получение достоверных знаний о действительности.

Наука одновременно существует в виде социального института (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.п.), составляющей духовного производства (методы и способы приобретения новых знаний) и системы знаний (сюда можно отнести различные науки, такие как история, физика).

Научное познание, путём которого осуществляется постижение истины, отличается:

  • высоким уровнем объективности,
  • рациональностью,
  • обязательным использованием определенных способов и методов извлечения новых знаний из уже известных,
  • доказательностью
  • непротиворечивостью

Функции науки

Функция

Содержание

Пример

Мировоззренческая

Определяет мировоззрение человека

 

Познавательная

Расширяет познания человека о действительности, объясняет явления окружающего мира

Мама Тая читала ребенку Тёме на ночь энциклопедию про окружающий мир; Тёма узнал о существовании китов.

Прогностическая

Позволяет предсказывать возможные достижения будущего

Ректор ЛЭТИ в своем интервью упомянул, что в будущем люди научатся управлять протезами своими мыслями.

Научное познание осуществляется двумя уровнями: эмпирическим и теоретическим.

Уровень

Эмпирический

Теоретический

Сущность

Знание извлекается через непосредственное взаимодействие с реальным объектом исследования для выявления фактов.

Знание извлекается через более рациональный подход, опираясь на уже известные законы и догмы.

Формы

Научный факт – достоверная информация о каком-либо событии или процессе.

Эмпирический закон - закон, достоверность которого была обнаружена опытным путем.

Проблема – столкновение противоположных позиций в изучении чего-либо, требующее разрешения

Теория – обобщенная формулировка положений о действительности

Гипотеза – предположение, сделанное на основе известных истин, требующее доказательства или опровержения

Методы и средства

  • наблюдение – беспристрастное восприятие объекта в естественных условиях
  • эксперимент – воздействие на объект исследований и восприятие его в изменяющихся условиях
  • измерение – выявление разницы между измеряемыми объектами путем фиксации данных и их сравнения
  • описание – отображение свойств объекта

 

формализация – изображение свойств предмета в виде знаковых форм или языков

математизация – интеграция математики в другие области научного познания

моделирование – изучение свойств объекта на примере создания его модели

анализ – расчленение предмета или явления на исследуемые части

синтез – слияние частей в единое целое

Универсальные методы, применимые к обоим уровням:

  • индукция - выведение общего знания из частных
  • дедукция - выведение частного знания из общего
  • аналогия  - выведение знания путем выявления сходства
  • абстрагирование - отвлечение от одних свойств предмета ради выведения новых
  • идеализация - создание вымышленных свойств предмета или объектов

Наука как система знаний подразделяется на:

  1. Точные науки – такие отрасли науки, в рамках которых происходит изучение чисел и точных закономерностей, включающее исключительно строгие логические методы изучения. Например, математика, информатика, физика, а также химия и биология (частично)
  2. Технические (инженерные) науки – область науки, смежная с естествознанием, направленная на изучение и развитие техники. К техническим наукам относят технику, физику, но чаще принято выделять конкретные профессии  (электрик, механик) или квалификацию, например, инженера.
  3. Естественные науки – отрасли науки, изучающие природные явления и природные объекты.  Основные из них: биология, химия, астрономия, физика, география.
  4. Гуманитарные науки – науки о человеке и сферах его деятельности. Гуманитарные науки часто отождествляют с науками социальными, то есть с науками об обществе.  Сюда относят языки, литературу, музыку, философию; историю, политологию, этику, эстетику, социологию. 



Школьникам         Статьи         Вопрос-Ответ         Новости         Шпаргалки         Книги         О сайте         Об авторе         Обратная связь        
Дизайн и разработка сайта — Simplyweb
© 2009–2017 «humanitar.ru»
Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Администрации сайта.
Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения Администрации сайта.
Яндекс.Метрика